EBURGCITYnarod.ru ::::::::::: Екатеринбург. Информационно-развлекательный виртуальный гид по городу. Представляем вам новый сайт о городе Екатеринбурге. Здесь Вас ждет лучшая подборка материалов по городу Екатеринбургу. История города, переспективы развития, уникальные фотографии и многое другое представлено в данный момент на суд посетителей. ::::::::::: EBURGCITYnarod.ru ::::::::::: ФОТОАЛЬБОМ - 100 полноэкранных фотографий города. Используйте их в качестве обоев для рабочего стола, не пожалеете! ::::::::::: EBURGCITYnarod.ru ::::::::::: ПУТЕВОДИТЕЛЬ - вся информация о транспорте. Расписания поездов, самолетов, автобусов. Фотогалерея - трамвай СПЕКТР. Где Вы еще это увидите?!! ::::::::::: EBURGCITYnarod.ru ::::::::::: АФИША - все развлечения, доступные для жителей города и его гостей. Аквапарк, театры, кинопремьеры, музеи, филармонии и многое другое. Места отдыха для всей семьи! ::::::::::: EBURGCITYnarod.ru
Bolero 468x60

 
 
 
ИЗ «ЛЕКСИКОНА РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО, ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО»

Татищев В.Н.
Татищев Василий Никитич (1686-1750), российский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, «История Российская с самых древнейших времен» (кн. 1-5, 1768-1848), "Лексикон российский исторический,географический, политический и гражданский». В «Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах» В. Н. Татищев изложил собственное мировоззрение, покоящееся на идеях естественного права, естественной морали, естественной религии.


...Закон и завет, иногда едино разумеется, яко и законы божественные Ветхий и Новый завет имянуем, но точно закон, устав, определение высшее и право едино есть, токмо различение законов такое, яко божески и человечески. Божески паки сугубый, един врожденной нам при сотворении, котораго называем естественный, другой письменный, которой чрез пророк предан, Христом исправлен и апостолами изъяснен. Основание и утверждение их едино: любить себя с разумом, ис котораго все протчие должности к богу, себе и ближнему, следственно, все добродетели, противно же тому, от преступления все нещастия и грехи, якоже и наказания настоящие естественные и будущия веримые происходят. Такожде и человеческие законы разные, яко царские, церковные и народные. Но и сии, естьли основание из божественнаго имеют, то уже за божественные почитаются, а протчие по состоянию дела, народа и обстоятельств учреждаются и для того называются самоизвольные, ибо они по случаям переменяемы и отрешаемы бывают, и что прежде запрещалось, к тому побуждают и чинить повелевают. Например, рост издревле у нас был по 10 на 100, определил царь Иоанн I, о том особливой указ учинил; оное Уложеньем 1649 году отставлено, потом многими указами Петра Великаго и по нем допущено и за казенные долги взыскивать поведено и пр. Другая разность сих законов от божественных, что во оных наказания естественные настоящие или будущие положены, яко блуду червие и гной, пиянству и обжирству лихоратка, огневая, чехота, воденая и другия болезни и пр., а в человеческих наказание на чести, имени, теле и животе предписано.
Закон гражданский и царский едино, о котором у нас многие за растерянием от незнания пользы древних мнят, якобы до Уложения 1649 году никаких не было, а судебник царя Иоанна I, хотя разные списки находятся, несмысленные, не зная его пользы и потребности, за непотребной почитают, и для того оной доднесь не печатан. Но мы находим весьма древние законы: 1) Славенской, сочиненной задолго до прихода Рюрика, на которой Олег I и по нем Игорь, сын Рюриков, в договорех со греки ссылаются, и в нем точно то написано. 2) Ярослава 1-го, в 1019 году данной новогородцам. Оные оба поп Иван новогородской, жившей при Александре Невском, в его летописи до нас сохранил. Но они так древни, а особливо первой, что я с великим прилежанием и призыванием многих древних гисторей читателей трудился изъяснить, токмо не мог все точно уразуметь, для того ту древнюю летопись и законы со истолкованием отдал в Академию наук, которое за ненапечатанием лежит туне и мало кто знает. Во оных же о наследстве ничего не находится, однако ж Константин Мудрый великий князь ссылается о наследстве на закон руской, и по тому видно, что был, но погиб. Иоан I показывает на уложение дедово и отцово, но их нет. 3) Судебник царя Иоанна I хотя принят за основание Уложения 1649 г. и на него часто в делах таких, которых в новом точно не описано, ссылаются, токмо и то туне оставлено; оное со истолкованием вышеобъявленным со многими весьма нуждными последовавшими по 1610 год указами вышеписанным приобщено. 4) Уложенье 1649, потом Петра Великаго с 1714 году и наследников его по 1741 в разных книгах напечатано, но понеже многое во оных недостает или есть, да неясно, и оные один другому противоречат, для того с 1719 о сочинении новаго уложения трудятся, но мнится, что за многими прихотьми никогда не дождаться.


Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.
Windows XP Home Edition Russian UPG CD Археология Культурология Век мой, зверь мой... История древнего мира
Хостинг от uCoz